Вы можете отправить статью в редакцию журнала.
Для этого воспользуйтесь Формой отправки статьи
В статье рассматривается проблема восприятия ложной (фейковой) информации массовой аудиторией, в особенности учащейся молодежью
подробнее...
Наш адрес:
117218, Москва,
ул. Кржижановского, д.24/35, к. 5
e-mail: vestnik@isras.ru
Обратная связь:
https://www.vestnik-isras.ru/feedback.html
Официальный сайт ФНИСЦ РАН https://www.fnisc.ru
Официальный сайт Института социологии ФНИСЦ РАН
https://www.isras.ru/
В статье представлены результаты сравнения высказываний о супружестве и родительстве и их детерминант в России и Франции. Анализ нормативных представлений современных россиян об этих важнейших составляющих института семьи необходим для исследования процессов модернизации семьи, её нуклеаризации, изменения функций, индивидуализации образа жизни людей в связи с появлением новых стереотипов поведения и новых социальных норм. Межстрановые сопоставления позволяют выявить и показать тенденцию будущего развития института семьи в нашей стране. В преобладающих взглядах россиян и французов противоречиво сочетаются традиционные и современные (инновационные) позиции. Так, и россияне, и французы, в целом не считают, что брак является устаревшим видом отношений, но, тем не менее, считают нормальным, что несостоящая в браке пара живёт вместе, даже если они не планируют в него вступать. Сдвиг в сторону новых норм супружества и родительства произошёл в сознании россиян позже, чем во Франции, так как примерно на двадцать лет позже в стране произошла культурная революция. Сознание большинства поколений французов несёт отпечаток культурного сдвига 1960-х годов, революции 1968 года. Им на момент опроса было меньше шестидесяти лет. В России такой сдвиг произошел во второй половине 1980-х – начале 1990-х гг. Соответственно он затронул поколения россиян, которым на момент опроса было меньше сорока лет. Во Франции образование делает нормы, которым следует человек, современными и либеральными. В России влияние образования слабее. Однако в России заметнее влияние уровня образования на поколенческие подмассивы. Так, в возрастных группах 40–49 лет и 50–59 лет влияние образования статистически значимо. При этом с повышением уровня образования усиливается традиционализм и ослабляется инновационность норм супружества и родительства, которым следуют россияне. Данный феномен согласуется в целом с характеристикой советского образования как тиражирующего жёстко дисциплинирующие образцы поведения, составляющие смысл традиционализма в рассматриваемой нами сфере.
социальные нормы, супружество, родительство, социализация, культурные влияния, образование
Вишневский А. Г., Захаров С. В., Иванова Е. И. Обновление семьи и брака // Демографическая модернизация в России, 1900–2000 / Под ред. А. Г. Вишневского. М.: Новое издательство, 2005.
Захаров С. В., Малева Т. М., Синявская О. В. Программа «Поколения и гендер» в России: вопросы методологии // Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе. Вып. 1. М.: Независимый институт социальной политики , 2007.
Магун В. С. Нормативные взгляды на семью у россиян и французов: традиционное и современное // Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе. Вып. 2 / Под ред. Т. М. Малевой и О. В. Синявской. М.: Независимый институт социальной политики, 2009.
Thornton A., Young-DeMarco L. Four Decades of Trends in Attitudes toward Family Issues in the United States: The 1960s through the 1990s // Journal of Marriage and Family. Vol. 63. 2001. November. P. 1009–1037.
Вишневский А. Г. Введение // Демографическая модернизация в России, 1900–2000 / Под ред. А. Г. Вишневского. М.: Новое издательство, 2005.
Вовк Е. «Муж-добытчик» и «жена-хозяйка»: традиционные семейные роли в нормах и практиках // Социальная реальность. 2007, № 5.
Inglehart R. Modernization and Postmodernization. Cultural, Economic and Political Change in 43 Societies. Princeton: Princeton University Press, 1997.