Вы можете отправить статью в редакцию журнала.
Для этого воспользуйтесь Формой отправки статьи
Цель настоящей статьи – на основе анализа эмпирического социологического материала выявить социальные барьеры инновационной деятельности в современной российской школе, интерпретировать их в контексте рисков и последствий для инновационного развития системы общего образования
подробнее...
Наш адрес:
117218, Москва,
ул. Кржижановского, д.24/35, к. 5
e-mail: vestnik@isras.ru
Обратная связь:
https://www.vestnik-isras.ru/feedback.html
Официальный сайт ФНИСЦ РАН https://www.fnisc.ru
Официальный сайт Института социологии ФНИСЦ РАН
https://www.isras.ru/
В статье предпринята попытка расширить социологическое представление о риске как одном из факторов, формирующих протестный потенциал и способствующих протестной активности. Протестная активность интерпретируется с позиций социологии риска как ответ на неблагоприятное воздействие среды, проявление недостаточной защищённости от этого воздействия. Изучаются особенности протестной активности и протестного потенциала молодёжи в социальной общности, находящейся в ситуации риска. Анализируемые данные получены в ходе полевых исследований, проведённых в 2012 – 13 гг. при методическом сопровождении сотрудников сектора проблем риска и катастроф ИС РАН в одном из российских регионов, находящемся в ситуации риска и характеризующемся локальной протестной активностью населения. Базу данных составляют результаты формализованных интервью (501 – в 2012 г. и 394 – в 2013), доля молодёжи в обоих массивах составляет 21%. В молодёжной среде региона выявлены группы протестно-активных и тех, кто составляет протестный потенциал. Показаны различия этих групп молодёжи по социально-демографическим характеристикам, отношению к социально-политической ситуации в стране и регионе, отношению к окружающей природной среде, доверию различным субъектам социальной среды, общей оценке риска и отношению к развитию горнодобывающей промышленности в регионе. Определена граница в принятии молодёжью решения об участии в протестной активности, а именно – выбор между возможными ущербами для окружающей природной среды и здоровья населения и экономической выгодой от промышленного освоения месторождений. Выявлены условия, с одной стороны, снижения протестной активности молодёжи и, с другой – перерастания протестного потенциала в активность. Показана важность снижения риска от развития горнодобывающей индустрии до социально приемлемого уровня; выполнения в регионе обязательств по реализации заявленных экономических выгод; повышения уровня доверия государственным и властным структурам. Сделаны выводы о необходимости принятия социально-ответственных решений, строящихся на балансе между экономической выгодой и социально приемлемыми ущербами.
социология риска, риск, протестная активность, протестный потенциал, молодёжь