Среднее профессиональное образование для инновационной экономики
Опубликован выпуск 1 (Том 15, 2024) сетевого научного журнала «Вестник Института социологии». Тема номера: Методология в российской социологии

Опубликован специальный выпуск журнала «Вестник Института социологии», посвящённый памяти видного учёного-социолога Петухова Владимира Васильевича

  

Вы можете отправить статью в редакцию журнала.

Для этого воспользуйтесь Формой отправки статьи


Балакина Г. Ф., Анайбан З. В.
Этносоциальный портрет молодежи Тувы

Данная статья посвящена исследованию особенностей социального поведения молодежи Республики Тыва, вызовов и рисков ее адаптации к современным условиям жизни, социально-экономическим и социокультурным трансформациям
подробнее...

01.04.2024 г.– 2024. Том 15. № 1
25.12.2023 г.– 2023. Том 14. № 4
30.09.2023 г.– 2023. Том 14. № 3
30.06.2023 г.– 2023. Том 14. № 2
Все номера:
2024 (Том 15)  |  1  
2023 (Том 14)  |  4   3   2   1  
2022 (Том 13)  |  4   3   2   1  
2021 (Том 12)  |  4   3   2   1  
2020 (Том 11)  |  4   3   2   1  
2019 (Том 10)  |  4   3   2   1  
2018 (Том   9)  |  4   3   2   1  
2017 (Том   8)  |  4   3   2   1  
2016 (Том   7)  |  4   3   2   1  
2015 (Том   6)  |  4   3   2   1  
2014 (Том   5)  |  4   3   2   1  
2013 (Том   4)  |  2   1  
2012 (Том   3)  |  2   1  
2011 (Том   2)  |  2   1  
2010 (Том   1)  |  1  

Наш адрес:
117218, Москва,
ул. Кржижановского, д.24/35, к. 5
e-mail: vestnik@isras.ru


Обратная связь:
https://www.vestnik-isras.ru/feedback.html

Официальный сайт ФНИСЦ РАН https://www.fnisc.ru

Официальный сайт Института социологии ФНИСЦ РАН
https://www.isras.ru/

Система Orphus

Среднее профессиональное образование для инновационной экономики

Научная статья

Дежина И. Г. д.э.н.
руководитель группы по научной и промышленной политике, Сколковский институт науки и технологий, Москва, Россия
i.dezhina@skoltech.ru
Ключарев Г. А. д.филос.н., проф.,
руководитель Центра социологии образования, науки и культуры, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
Kliucharev@mail.ru
DOI: 10.19181/vis.2019.28.1.560
Среднее профессиональное образование для инновационной экономики
// Вестник Института социологии. 2019. Том 10. № 1. С. 110-126


Скачиваний статьи: 379
Рубрика: Социология образования: в условиях инновационной экономики

Ссылка для цитирования:
Дежина И. Г., Ключарев Г. А. Среднее профессиональное образование для инновационной экономики // Вестник Института социологии. 2019. Том 10. № 1. C. 110-126.
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2019.28.1.560

For citation:
, Kliucharev G. A. Secondary professional education for an innovative economy. Vestnik instituta sotziologii. 2019. Vol. 10. No. 1. P. 110-126
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2019.28.1.560


Аннотация

Статья представляет собой обзор, в котором дана оценка текущего состояния российской системы среднего профессионального образования (СПО) и уровня его готовности обучать специалистов, востребованных в инновационной экономике. В отличие от системы высшего профессионального образования СПО в последнее десятилетие оказалось не только вне приоритетов государства, но и в определённой мере «пострадало» от усиленного внимания федеральных властей к университетам, получившим специальные статусы – федеральных, исследовательских, опорных. Ограниченные финансовые ресурсы были перераспределены в пользу высших учебных заведений, что повлекло за собой снижение удельных расходов на подготовку кадров в системе СПО, и ухудшение материальной базы. Это наиболее болезненно сказалось на технических колледжах, готовящих специалистов новых, перспективных профессий. В данной ситуации связь с работодателями становится одним из ключевых факторов, однако кооперация учреждений СПО с предприятиями и компаниями находилась в кризисном состоянии ввиду общего падения целого ряда производств в постсоветский период. Исследование базируется на анализе официальных статистических данных, материалах социологических опросов, а также экспертных мнениях. В статье последовательно анализируется текущее состояние системы СПО, оценивается уровень подготовки преподавателей, мотивации студентов к получению среднего образования и наиболее популярные профессии, уделяется специальное внимание корпоративному образованию как аналогу СПО в форме дополнительного профессионального образования. В заключении рассматриваются возможные направления развития системы СПО для её лучшей адаптации к потребностям инновационной экономики. Предлагается три возможных направления, которые могут способствовать росту качества обучения в системе СПО в условиях имеющихся финансовых ограничений и проблем, связанных с качеством человеческих ресурсов. Это расширение кооперации с вузами, перенос части образовательных программ на базу организаций-работодателей, и проведение обучения и повышения квалификации кадров путём участия в независимых программах формата WorldSkills и иных инициативах.

Ключевые слова

среднее профессиональное образование, инновационная экономика, технологии, преподавание, навыки, Россия

Список литературы

Абанкина И. В., Дудырев Ф. Ф., Фрумин И. Д., Шабалин А. И. 2017. Эволюция финансирования системы СПО: на пути к частно-государственному партнерству / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ. 28 c.

Беляков С. А., Клячко Т. Л., Полушкина Е. А. 2018. Среднее профессиональное образование. Состояние и перспективы. М.: ИД Дело РАНХиГС. 48 с.

Бондаренко Н. В. 2017. Ключевые аспекты деятельности профессиональных образовательных организаций в контексте мониторинга системы СПО. Презентация на XI Международном конгрессе-выставке «Global Education – Образование без границ – 2017». URL: https://issek.hse.ru/data/2018/01/11/1160590145/Natalia_Bondarenko_Global_Education_2017.pdf [Дата посещения: 11.10.2018].

Дежина И. Г., Ключарев Г. А. 2018. Российское образование для инновационной экономики: «болевые точки» // Социологические исследования. № 9. C. 40–48. DOI: 10.31857/S013216250001957-5

Ключарев Г. А., Пахомова Е. И., Трофимова И. Н. 2007. Молодежь группы риска. М., ЦСПиМ, ИС РАН. 288 с.

Шугаль Н. Б. 2017. Массовый и высокотехнологичный сектора в среднем профессиональном образовании: сравнительный анализ (мониторинг экономики образования). Презентация на XI Международном конгрессе-выставке «Global Education – Образование без границ – 2017». URL: https://issek.hse.ru/data/2018/01/11/1160590192/Nikolay_%20Schugal_Global_Education_2017.pdf [Дата посещения: 11.10.2018].

Bolli T., Caves K., Renold U., Buergi J. 2018. Beyond employer engagement: measuring education-employment linkage in vocational education and training programmes. Journal of Vocational Education & Training. DOI: 10.1080/13636820.208.1451911

Goncz A. The new professional and vocational education. Dimensions of Adult Learning: Adult Education and Training in a Global Era. Ed. G. Foley. Maidenhead, England, Open University Press, 2004. P. 19–34.

Hanushek E.A., Piopiunik M., Wiederhold S. (2018). The Value of Smarter Teachers: International Evidence on Teacher Cognitive Skills and Student Performance. Journal of Human Resources (forthcoming). http://hanushek.stanford.edu/publications/value-smarter-teachers-international-evidence-teacher-cognitive-skills-and-student [date of visit 13.10.2018].

Morgan J., Trofimova I., Kliucharev G. New popular education in Russia. Routledge, 2018. 188 p.

Neubert J., Lans L., Mustafic M., Greiff S., Ederer P. Complex Problem-Solving in a Changing World: Bridging Domain-Specific and Transversal Competence Demands in Vocational Education. Competence-based Vocational and Professional Education / Mulder, Martin, Cham: Springer International Publishing (Technical and Vocational Education and Training: Issues, Concerns and Prospects ). Springer International Publishing, 2016. P. 953–969. DOI: 10.1007/978-3-319-41713-4_44


Содержание номера № 28. 2019