Вы можете отправить статью в редакцию журнала.
Для этого воспользуйтесь Формой отправки статьи
На данных общероссийских опросов 2006–2023 гг
подробнее...
Наш адрес:
117218, Москва,
ул. Кржижановского, д.24/35, к. 5
e-mail: vestnik@isras.ru
Обратная связь:
https://www.vestnik-isras.ru/feedback.html
Официальный сайт ФНИСЦ РАН https://www.fnisc.ru
Официальный сайт Института социологии ФНИСЦ РАН
https://www.isras.ru/
Одной из угроз социальной безопасности в России являются социальные конфликты в молодёжной среде, внутри которой усиливается процесс формирования проблемной идентичности. В статье на основе анализа динамики позиций и оценок нижегородских студентов, рассматриваются угрозы социальной безопасности, формирующиеся в студенческой среде. Система обеспечения социальной безопасности не только взаимодействует со всеми элементами жизнедеятельности общества, но и участвует в процессе обеспечения его устойчивого функционирования. Потребность общества, общностей и отдельных личностей в безопасности обеспечивается в процессе институционализации ценностей, социальных ролей, норм, санкций, составляющих культуру общества. В российском обществе переходного типа с весьма неясными перспективами представляется крайне важной связь «социальной безопасности» как социологической категории с процессом изменения ценностных ориентаций и моральных установок, приобретающих особое значение в молодежной среде, поскольку изменение объективных условий жизнедеятельности ведет к существенному усложнению процессов социального самоопределения, формированию проблемной идентичности различных молодёжных групп. Эти процессы особенно остро протекают в студенческой среде, поскольку активное взаимодействие разных культур в стенах вуза затрудняет процесс идентификации молодёжи не только с общностями «здесь» и «сейчас», но также «там»: в прошлом или в обозримом будущем. Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют сделать вывод о том, что минимальный социальный опыт, которым располагает студенческая молодежь, изменения, происходящие в вузе, обществе в целом, не позволяют прогнозировать то, что новые поколения, выходящие из стен учебного заведения, будут способствовать снижению напряжённости в обществе. Скорее наоборот, есть основания полагать, что в молодёжной среде присутствует определённый потенциал напряжённости, способный проявляться в форме слабо мотивированных конфликтов, поведения, в той или иной мере окрашенного радикальными, экстремистскими настроениями. Обостряющееся противоречие между растущими ожиданиями студентов и очевидным сжатием спектра их реальных возможностей чревато ростом недовольства и протестных настроений, которые способны легко трансформироваться в неадекватные, непредсказуемые поведенческие реакции.
социальная безопасность, социальный конфликт, проблемная идентичность.
1. Алиев М. Г. Социализация согласия. М.: Институт философии РАН, 1998.
2. Социальное согласие в современном мире. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2000. Вып. 1.
3. Серебрянников В. В. Гражданский мир и согласие в России // Социально-политический журнал. 1997. № 1.
4. Охотникова М. М. Социология согласия. Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2000.
5. Эфиров С. А. Социальное согласие: утопия или шанс? М.: Изд-во Института социологии РАН, 2002.
6. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога: 2-е изд. СПб.: Питер, 2006.
7. Кулапин А. П. Социально-конфликтогенное пространство региона. Казань: Изд-во КГФЭИ, 2005.
8. Зеленов Л. А. Социология города. Учебное пособие для студентов вузов. М.: Владос, 2000.
9. Чего опасаются россияне? ИНАБ. М.: ИС РАН, 2008. Вып. № 6.