Вы можете отправить статью в редакцию журнала.
Для этого воспользуйтесь Формой отправки статьи
В статье рассматривается проблема восприятия ложной (фейковой) информации массовой аудиторией, в особенности учащейся молодежью
подробнее...
Наш адрес:
117218, Москва,
ул. Кржижановского, д.24/35, к. 5
e-mail: vestnik@isras.ru
Обратная связь:
https://www.vestnik-isras.ru/feedback.html
Официальный сайт ФНИСЦ РАН https://www.fnisc.ru
Официальный сайт Института социологии ФНИСЦ РАН
https://www.isras.ru/
В статье описывается опыт использования процедур структурно-логической типизации для построения «индекса инновативности» – установок работников на освоение инноваций и реального инновативного поведения на работе. Сравнение сложных объектов является основной задачей социологии. Прямых показателей, которые можно использовать в качестве индикаторов состояния общества, крайне мало. В связи с этим расширяется практика применения индексов в социологии, которые служат для анализа состояния в определённой области человеческой жизнедеятельности и используются для сравнения общностей. Факторный анализ позволил обнаружить практики, которые встречаются одновременно, часть из них являются инновативными. Выявлено пять типов трудового поведения. Первый тип это инновативная стратегия. Работники, реализующие её в труде, ведут себя активнее среднего российского работника по различным признакам. Второй тип трудового поведения – стратегия повышения заработка. Представители этой группы чаще других демонстрируют готовность добиваться повышения зарплаты для себя. Третий тип трудового поведения ‑ стратегия увеличения количества труда, она включается в себя следующие практики: подрабатывать, иметь дополнительный заработок и работать сверхурочно, в выходные дни. Четвёртый тип ‑ стратегия корпоративной солидарности: помогать в работе новым сотрудникам, коллегам; выполнять нужную для организации работу без вознаграждения. Пятый тип трудового поведения – стратегия внепроизводственной активности: проводить досуг с товарищами по работе. Любые коллективистские практики противоречат инновативному поведению. Это значит, что существующие институциональные условия препятствуют коллективному инновативному творчеству. Стратегия повышения заработка имеет несколько более высокое среднее значение индекса инновативности, чем стратегия увеличения количества труда, наиболее распространённая среди российских работников. А это значит, что поиск способов увеличения цены своего труда чаще ведёт к инновативному поведению, чем установка на увеличение количества труда. Среднее значение индекса инновативности можно рассчитать и для социально-демографических групп. Это позволит оценить потенциал инновативности, например, девушек по сравнению с юношами; жителей столиц по сравнению с жителями других типов населённых пунктов, и т. д.
факторный анализ, кластерный анализ, регрессионный анализ, индексы, инновативное поведение, работники.
1. Толстова Ю. Н. Анализ социологических данных. М.: Научный мир, 2000.
2. Толстова Ю. Н. Одномерное шкалирование: тестовая традиция в социологии // Социология: 4М. 1997. № 8. С. 54–65.