Поволжский ислам в эпоху глобализации: традиция-реставрация или традиция-инновация?
Опубликован выпуск 1 (Том 15, 2024) сетевого научного журнала «Вестник Института социологии». Тема номера: Методология в российской социологии

Опубликован специальный выпуск журнала «Вестник Института социологии», посвящённый памяти видного учёного-социолога Петухова Владимира Васильевича

  

Вы можете отправить статью в редакцию журнала.

Для этого воспользуйтесь Формой отправки статьи


Москвин А. С., Кушова И. А.
Социально-культурные истоки пивного нейминга в Кировской области

Россия в своей истории переживала совершенно различное отношение населения к вопросам потребления алкоголя и, порой, диаметрально противоположные подходы государства к его регуляции: от сухих законов до повсеместного поощрения, от северного типа потребления алкоголя (доминирование крепких напитков) до южного типа (доминирование слабоалкогольных напитков)
подробнее...

01.04.2024 г.– 2024. Том 15. № 1
25.12.2023 г.– 2023. Том 14. № 4
30.09.2023 г.– 2023. Том 14. № 3
30.06.2023 г.– 2023. Том 14. № 2
Все номера:
2024 (Том 15)  |  1  
2023 (Том 14)  |  4   3   2   1  
2022 (Том 13)  |  4   3   2   1  
2021 (Том 12)  |  4   3   2   1  
2020 (Том 11)  |  4   3   2   1  
2019 (Том 10)  |  4   3   2   1  
2018 (Том   9)  |  4   3   2   1  
2017 (Том   8)  |  4   3   2   1  
2016 (Том   7)  |  4   3   2   1  
2015 (Том   6)  |  4   3   2   1  
2014 (Том   5)  |  4   3   2   1  
2013 (Том   4)  |  2   1  
2012 (Том   3)  |  2   1  
2011 (Том   2)  |  2   1  
2010 (Том   1)  |  1  

Наш адрес:
117218, Москва,
ул. Кржижановского, д.24/35, к. 5
e-mail: vestnik@isras.ru


Обратная связь:
https://www.vestnik-isras.ru/feedback.html

Официальный сайт ФНИСЦ РАН https://www.fnisc.ru

Официальный сайт Института социологии ФНИСЦ РАН
https://www.isras.ru/

Система Orphus

Поволжский ислам в эпоху глобализации: традиция-реставрация или традиция-инновация?

Редакторская заметка

Сагитова Л. В. кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник Института истории АН Республики Татарстан, liliya_sagitova@mail.ru
Поволжский ислам в эпоху глобализации: традиция-реставрация или традиция-инновация?
// Вестник Института социологии. 2010. № 1. С. 479-486


Скачиваний статьи: 471
Рубрика: III Конгресс социологов тюркского мира «Глобализация и тюркский мир»

Ссылка для цитирования:
Сагитова Л. В. Поволжский ислам в эпоху глобализации: традиция-реставрация или традиция-инновация? // Вестник Института социологии. 2010. № 1. C. 479-486.


For citation:
Islam in the Volga Region in an Age of Globalization: Tradition Restoration or Tradition Innovation?. Vestnik instituta sotziologii. 2010. Vol. 1. No. 1. P. 479-486


Аннотация

В статье представлены результаты исследования сосуществования различных типов исламской традиции в рамках одного социума (кейс-стади, 2006–2010 гг.) на примере села Средняя Елюзань Пензенской области. Выявлены факторы, влияющие на развитие местной исламской традиции и новой глобализированной формы ислама. Богатая и многообразная историческая традиция бытования ислама на территории России и противоречивость постсоветских трансформационных процессов за последние 20 лет создали и продолжают создавать в высшей степени своеобразную картину. Сложность анализа этого феномена в России связана не только с сильной дифференциацией ислама в регионах страны, но и со сложностью и неоднозначностью процесса «возвращения» ислама на постсоветское пространство, который неоднозначен и сложен. Плюрализация социального пространства привела к тому, что возрождение ислама обрело две ипостаси: «традиционный», «старый» ислам и «новый». Советский период оказал значительное влияние на религиозную жизнь жителей села, исключив её влияние на светские институты и структуры. Мусульманские нормы, ценности и практики сохранялись и воспроизводились на уровне семьи. Каждое из направлений имеет своих носителей: первое – пожилых имамов, получивших образование в советское время в медресе Средней Азии, или самоучек. Второе – молодых имамов, получивших образование в российских медресе и в исламских университетах Египта, Саудовской Аравии, ОАЭ. Лонгитюдный режим исследования позволил проследить динамику сосуществования «старого» и «нового» ислама в селе. Оказалось, что происходит постепенное сближение конфликтовавших прежде сторон: «молодые» имамы обращаются к татарскому теологическому наследию и отходят от ортодоксальной интерпретации исламских норм, а «старые» имамы осознают общность интересов и социальную миссию ислама. В селе в эволюции ислама первостепенную роль сыграла семья, как в поколенческом воспроизводстве практик, так и в постсоветском «возрождении». Обнаружены разные типы традиций, каждый их которых имеет свои социальные основания: «традиция-инерция», «традиция-константа», «традиция-оболочка».

Ключевые слова

ислам, исламская глобализация, традиция, инновация.

Список литературы
  1.  Гофман А. Б. От какого наследства мы отказываемся? Социокультурные традиции и инновации в России на рубеже XX–XXI веков // Традиции и инновации в современной России. Социологический анализ взаимодействия и динамики. М.: Российская политическая энциклопедия (РОСПЭН), 2008.


Содержание номера № 1. 2010