Опубликован выпуск 1 (Том 15, 2024) сетевого научного журнала «Вестник Института социологии». Тема номера: Методология в российской социологии

Опубликован специальный выпуск журнала «Вестник Института социологии», посвящённый памяти видного учёного-социолога Петухова Владимира Васильевича

  

Вы можете отправить статью в редакцию журнала.

Для этого воспользуйтесь Формой отправки статьи


Пинчук А. Н., Тихомиров Д. А., Куликова А. А.
Баланс работы и личной жизни в восприятии государственных служащих столичного мегаполиса

В статье представлены результаты социологического исследования, посвященного выявлению особенностей восприятия баланса работы и личной жизни современными государственными служащими столичного мегаполиса
подробнее...

01.04.2024 г.– 2024. Том 15. № 1
25.12.2023 г.– 2023. Том 14. № 4
30.09.2023 г.– 2023. Том 14. № 3
30.06.2023 г.– 2023. Том 14. № 2
Все номера:
2024 (Том 15)  |  1  
2023 (Том 14)  |  4   3   2   1  
2022 (Том 13)  |  4   3   2   1  
2021 (Том 12)  |  4   3   2   1  
2020 (Том 11)  |  4   3   2   1  
2019 (Том 10)  |  4   3   2   1  
2018 (Том   9)  |  4   3   2   1  
2017 (Том   8)  |  4   3   2   1  
2016 (Том   7)  |  4   3   2   1  
2015 (Том   6)  |  4   3   2   1  
2014 (Том   5)  |  4   3   2   1  
2013 (Том   4)  |  2   1  
2012 (Том   3)  |  2   1  
2011 (Том   2)  |  2   1  
2010 (Том   1)  |  1  

Наш адрес:
117218, Москва,
ул. Кржижановского, д.24/35, к. 5
e-mail: vestnik@isras.ru


Обратная связь:
https://www.vestnik-isras.ru/feedback.html

Официальный сайт ФНИСЦ РАН https://www.fnisc.ru

Официальный сайт Института социологии ФНИСЦ РАН
https://www.isras.ru/

Система Orphus

Представление номера № 3 (22), 2017

 

 И.А.Халий,

заместитель главного редактора

журнала «Вестник Института социологии»

 

Представляю выпуск

Как ни парадоксально, но в эпоху глобализации, призванной (по социологической и политологической теории) унифицировать весь мир, со всей очевидностью обнажились стремления различных сообществ и целых стран определить (а то и сформировать) свою идентичность. Именно в этой связи актуальность темы номера «Основания идентичности» не вызывает сомнений. В статье И. М. Кузнецова (Москва) «Ценностные маркеры культурно-исторической идентичности россиян» проблема определяется как противоречие между широкой поддержкой россиянами некоторого набора традиционалистских ценностных императивов на самом общем, абстрактном уровне и столь же распространённый отход от этих ценностных предписаний на уровне повседневных практик. Автор строит анализ на данных опросов населения, проведённых в шести регионах России по проекту «Ресурс межэтнического согласия в консолидации российского общества: общее и особенное в региональном разнообразии». Общий вывод статьи состоит в том, что модернизация интерпретации ценностных принципов на инструментальном уровне приводит к тому, что ценностные императивы обобщённого уровня постепенно перестают выполнять функцию собственно императивов и начинают функционировать как своеобразные маркеры, отграничивающие российское культурно-историческое и даже цивилизационное пространство.

В статье Г. И. Макаровой (Казань) «Этноязыковое поведение молодых казанцев (по материалам полуформализованных интервью)» рассматривается, как произошедшие в постсоветский период в Татарстане изменения в статусе татарского языка и введение его обязательного преподавания в школах республики сказываются на этноязыковом поведении молодых казанцев. Статья строится на текстах 20 полуформализованных (с элементами биографических) интервью с татарами и русскими 18–29 лет. Главный вывод заключается в том, что последние два с половиной десятилетия реформ в Татарстане кардинально не изменили ситуацию с функционированием в регионе татарского языка. Он не стал равным с русским языком общения молодых людей в трудовом коллективе, с однокурсниками или друзьями, хотя по-прежнему остаётся значимым средством коммуникации в семье и важным фактором поддержания идентичности татар.

Во второй рубрике номера «Социология образования: современные реалии» продолжается анализ проблем современного образования, ещё не затронутых в предыдущих выпусках. Статья «Образовательные тренды современной российской молодёжи» коллектива авторов (Пузанова Ж. В., Гаспаришвили А. Т., Ларина Т. И., Москва) представляет собой аналитический обзор основных трендов, выявленных на основе статистических данных различных государственных учреждений. В фокусе рассмотрения авторов  баланс между запросом рынка труда и востребованностью абитуриентами образования различных уровней, контингент учащихся и их вовлечённость в высшее, среднее и начальное профессиональное образование. Также представлен анализ «Атласа новых профессий» с описанием областей специализации, которые вскоре появятся на рынке труда, и профессий, которые с него исчезнут. В первую очередь такие изменения вызваны развитием и востребованностью информационных технологий. Основным результатом исследования является выделение четырёх трендов в сфере современного российского образования, актуальных на данный момент.

Г. А. Ключарев и А. В. Чурсина (Москва) в статье «Малые научные предприятия как фактор конкуренции университетов» рассматривают важные составляющие деятельности ведущих университетов и вузов: эффективное участие в государственных научных программах и проектах, развитие собственных НИРов и НИОКРов, часто во взаимодействии с производственными компаниями, опыт деятельности малых инновационных предприятий. Показано, что создание научной продукции и её реализация могут приносить немалые доходы в бюджет университетов, но главное – способствуют повышению их рейтинга, делают привлекательным такое учебное заведение в глазах абитуриентов.

Время – один из важнейших ресурсов человека. Поэтому рубрика «Бюджет времени» стала устойчивой в журнале. В данном выпуске в статье «Общее и особенное в использовании времяресурса повседневной жизни у рабочих разного возраста» Т. М. Карахановой и О. А. Большаковой (Москва) с помощью объективных показателей использования времени в сочетании с субъективными оценками сфер повседневной деятельности рабочих рассматривается вопрос возрастной дифференциации в их поведении. Рассматриваются разные поколения россиян, получавших профессиональную подготовку в советские и постсоветские годы. Акцентируется внимание на поведении молодых рабочих, отличительных чертах их адаптационных практик использования времени, которые могли бы указывать на будущую возможную направленность трансформации в сознании, поведении и ценностных ориентациях в среде рабочих.

В рубрике «О новых научных публикациях» размещена рецензия Е. М. Харитонова (Краснодар) и Р. Д. Хунагова (Майкоп) на монографию «Смыслы сельской жизни (Опыт социологического анализа)» под редакцией Ж. Т. Тощенко (М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2016). Авторы подчёркивают, что рассматриваемое монографическое исследование обладает несомненной научной новизной, которая выражается в проведении авторским коллективом ретроспективного анализа эволюции жизненных смыслов сельских жителей, выявлении специфики жизненного смысла в полисферальном пространстве сельского социума, определении объективных факторов экономической и культурной дифференциации сельского населения в условиях деформированной социальной инфраструктуры села, объяснении позитивной роли интеллигенции в конструировании смыслообразующего пространства сельской жизни.