Проблема выбора жизненного пути молодёжи российских регионов (на материале полевого исследования в ВолгГТУ)

ISSN online: 2221-1616

Bulletin of the Institute of Sociology (Vestnik instituta sotziologii)

Проблема выбора жизненного пути молодёжи российских регионов (на материале полевого исследования в ВолгГТУ)

Научная статья

Дулина Н. В. д.соц.н., проф.,
Центр социологических и маркетинговых исследований «Аналитик», Волгоград, Россия
nv-dulina@yandex.ru
ORCID ID=0000-0002-6471-7073
Петрунева Р. М. д.пед.н., проф.,
Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, Россия
raisa.petrunyova@yandex.ru
ORCID ID=0000-0002-8834-5745


DOI: 10.19181/vis.2023.14.3.10
EDN: JLJZZT

Проблема выбора жизненного пути молодёжи российских регионов (на материале полевого исследования в ВолгГТУ)
// Вестник Института социологии. 2023. Том 14. № 3. С. 215-235

Дата поступления статьи: 24.02.2023
Рубрика: Проблемы социализации российских учащихся

Ссылка для цитирования:
Дулина Н. В., Петрунева Р. М. Проблема выбора жизненного пути молодёжи российских регионов (на материале полевого исследования в ВолгГТУ) // Вестник Института социологии. 2023. Том 14. № 3. C. 215-235.
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2023.14.3.10. EDN: JLJZZT

For citation:
Dulina N. V., Petruneva R. M. The Problem of Choosing Life Paths by Youth in Russian Regions (Based on Field Research at VSTU). Vestnik instituta sotziologii. 2023. Vol. 14. No. 3. P. 215-235
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2023.14.3.10. EDN: JLJZZT


Аннотация

Жизненный путь современного молодого человека во многом определяется уровнем развития информационных технологий, которые меняют все сферы жизнедеятельности человека. Это придает особую значимость контексту осмысления проблем выбора молодёжью траекторий вхождения во взрослый мир, мир своей дальнейшей профессиональной деятельности. Проблемы глобализации накладывают отпечаток на системные трансформации российского общества и заметно усложняют ситуацию выбора молодёжью своего будущего и будущего страны, что заметно «корректирует» традиции, сменяет ценностные приоритеты, в том числе и в получении высшего образования. В исследовании анализируются мотивы выбора жизненного пути абитуриентами системы высшего образования на основе изучения их представлений о своем будущем и реалий современной социокультурной и экономической ситуации России. На основании анализа новых данных изучены стратегии воплощения жизненных паттернов абитуриентов, их соответствие индивидуальным жизненным планам и реальным механизмам актуализации и легитимизации.

Рассмотрена взаимосвязь выбора своего будущего профессионального пути и того вуза, который, по мнению абитуриентов, может обеспечить хороший старт будущей профессиональной карьере. Сегодня выбор образовательной организации является не только важной, но и сложной проблемой для абитуриентов и их семей. Поэтому одной из задач исследования было выявить значимые характеристики самих вузов и социально-экономические факторы, влияющие на выбор абитуриентов своего будущего места учебы, базовые паттерны при выборе будущей профессии. Результаты исследования подтвердили, что аудитории вузов в настоящее время заполнены в большинстве своём представителями поколения Z, уровень доверия которого к электронным источникам информации выше, чем к традиционным источникам, даже к проверенным веками – советам родителей и близких. В целом же, подтверждена гипотеза о сохраняющейся в настоящее время ценности высшего образования для большинства бывших абитуриентов, которые уже стали студентами, и доказано чёткое проявление потребительского поведения и патернализма в профессиональной жизни, ориентации на высокие стандарты жизни и социального статуса.

Ключевые слова

абитуриенты, студенческая молодёжь, жизненный путь, жизненные стратегии, мотивы роста

Список литературы
  1. Андрущак Г. В., Натхов Т. В. Введение ЕГЭ, стратегии абитуриентов и доступность высшего образования // Вопросы образования. 2012. № 3. С. 64–87. EDN: PEKJEH.
  2. Васенина И. В., Липатова М. Е., Сушко В. А. Профессиональные и образовательные стратегии современных абитуриентов // Вестник Московского ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2019. Т. 25. № 4. С. 102–123. DOI: 10.24290/1029-3736-2019-25-4-102-123; EDN: JXVNOG.
  3. Гаврилюк Т. В. Жизненный путь молодёжи нового рабочего класса: реальность и нормативные паттерны // Вестник ТомГУ. Философия. Социология. Политология. 2019. № 49. С. 101–113. DOI: 10.17223/1998863Х/49/11; EDN: EQTOQS.
  4. Гафиатулина Н. Х., Щербакова Л. И., Самыгин С. И. Социальное здоровье российской молодежи в контексте теории жизненного пути индивида // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 2. URL: https://www.online-science.ru/m/products/social_sciense/gid5636/pg0/ (дата обращения: 13.12.2022). DOI: 10.23672/SAE.2020.2.56079; EDN: MBZMJU.
  5. Иудин А. А., Ситникова И. В., Тюнтяев А. С. Влияние ценностных ориентаций на профессиональный выбор абитуриентов (часть 2) // Вестник ННГУ им. Н. И. Лобачевского. Сер.: Социальные науки. 2020. № 1(57). С. 42–51. EDN: SQERMY.
  6. Клочкова А. В. Система привлечения высокомотивированных абитуриентов: проблемы и стратегия повышения эффективности // Вестник Московского ун-та. Сер. 11. Право. 2017. № 3. С. 72–87. EDN: ZGCIKX.
  7. Клячко Т. Л. Образование в России и мире. Основные тенденции // Образовательная политика. 2020. № 1 (81). С. 26–40. DOI: 10.22394/2078-838Х-2020-1-26-40; EDN: YMSJGW.
  8. Клячко Т. Л., Семионова Е. А., Токарева Г. С. Единый государственный экзамен и качество обучения в школе: последствия пандемии // Экономическое развитие России. 2021. Т. 28. № 7. С. 65–67. EDN: LVUFWK.
  9. Козырева П. М., Смирнов А. И. Жизнь в условиях неопределенности кризисного общества: опыт и ожидания // Социологические исследования. 2018. № 6. С. 66–78. DOI: 10.7868/S0132162518060065; EDN: URTELH.
  10. Кострова Ю. Б., Шибаршина О. Ю. Особенности потребительского поведения на рынке услуг высшего образования // Образование и проблемы развития общества. 2021. № 4 (17). С. 53–60. EDN: SQWKTX.
  11. Курилов С. Н., Кузьминов М. Ю. Выбор абитуриентами вуза: опыт исследования мотивов и факторов (на примере НИУ МЭИ) // Социологическая наука и социальная практика. 2017. № 3(19). С. 88–98. DOI: 10.19181/snsp.2017.5.3.5357; EDN: ZMQYRZ.
  12. Маляров Н. А. Жизненный путь человека: определение и содержание понятия // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2013. № 2. С. 8–21. EDN: QZKXLJ.
  13. Медик В. А., Осипов А. М. Университетское студенчество: образ жизни и здоровье. М.: Логос, 2002. 200 с.
  14. Мигранова Л. И. Стратегия поведения абитуриентов на рынке образовательных услуг // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 12–2. С. 124–127.DOI: 10.24411/2411-0450-2020-11087; EDN: ZRQBXH.
  15. Образовательные стратегии и практики студентов профессиональных учебных заведений в 2006–2012 гг. Информационный бюллетень. М.: НИУ ВШЭ, 2013. 52 с.
  16. Обухова Н. И. VUCA-мир и образовательная среда // Калининградский вестник образования. 2021. № 3. URL: https://koirojournal.ru/realises/g2021/30sent2021/kvo302/ (дата обращения: 02.12.2022). EDN: HLXGBY.
  17. Петрунева Р. М., Авдеюк О. А., Васильева В. Д. и др. Транспортная доступность вуза в крупном городе: мнения студентов // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 8. C. 99–104. DOI: 10.20339/AM.08-21.099; EDN: ZLHZLT.
  18. Петрунева Р. М., Васильева В. Д. Болонский тупик... что дальше? // Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. № 11. C. 10–21. DOI: 10.20339/AM.11-22.010; EDN: VXMPQG.
  19. Рябоконь М. В. Абитуриент классического университета в процессе поступления // Огарёв-Online. 2017. № 5(94). URL: https://journal.mrsu.ru/arts/abiturient-klassicheskogo-universiteta-v-processe-postupleniya (дата обращения: 13.12.2022). EDN: WBKSCF.
  20. Рябоконь М. В. Социальные компоненты поведения абитуриантов (на примере классического университета). Автореф. дис. … канд. социол. н. Н. Новгород, 2017. 20 с.
  21. Скалабан И. А., Осьмук Л. А., Колесова О. В., Черепанов Г. М.Дороги старые и новые: образовательные стратегии российских абитуриентов в выборе университета обучения // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 2. С. 50–62. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-2-50-62; EDN: TZVGIK.
  22. Социология образования: прикладной аспект. М.: Юристъ, 1997. 304 с.
  23. Терентьев К. Ю. Образовательные стратегии абитуриентов вузов: опыт построения классификации // Непрерывное образование: XXI век. 2015. № 3(11). С. 13–25. EDN: UISXJV.
  24. Щербакова Л. И., Гафиатулина Н. Х., Самыгин С.И. Социальное здоровье российской молодежи в свете теории социокультурной травмы // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 6–7. С. 90–96. EDN: ZEGEUF.
  25. Хлабыстова Н. В., Корягин И. С. Стратегии потребительского поведения абитуриентов на рынке образовательных услуг // Научные труды КубГТУ. 2019. № 7. С. 221–227. EDN: ZTRUNS.
  26. Jackson P. B., Berkowitz A. The structure of the life course: gender and racioethnic variations in the occurrence and sequencing of role transitions // The Structure of the Life Course: Standardized? Individualized? Differentiated? Advances in Life Course Research. 2005. Vol. 9. P. 55–90.

Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2023. Vol. 14. No. 3