Вы можете отправить статью в редакцию журнала.
Для этого воспользуйтесь Формой отправки статьи
В данной статье представлен анализ российской муниципальной власти на примере малых российских городов
подробнее...
Наш адрес:
117218, Москва,
ул. Кржижановского, д.24/35, к. 5
e-mail: vestnik@isras.ru
Обратная связь:
https://www.vestnik-isras.ru/feedback.html
Официальный сайт ФНИСЦ РАН https://www.fnisc.ru
Официальный сайт Института социологии ФНИСЦ РАН
https://www.isras.ru/
Обращаясь к работам В.В. Петухова, посвящённым изучению динамики общественного мнения, в том числе по вопросам политического самоопределения, автор исследует влияние изменения социально-экономической и политической конъюнктуры на предпочтения россиян. В актуальных социологических данных автор находит подтверждение идей В. В. Петухова о последовательных попытках идеологического самоопределения россиян, несмотря на постоянное воздействие на общество кризисных событий разного происхождения, социальной турбулентности и ограниченных возможностей политического представительства.
Хотя запрос российского общества 1990-х гг. на демократические преобразования в 2000-е гг. сменился скепсисом в отношении применимости западных моделей развития, общественно значимыми оставались ключевые демократические принципы: снятие запрета на публичную критику высших должностных лиц, расширение гласности и свобода слова, ликвидация цензуры, демократизацию выборов и т. п. Сосредоточенность многих россиян на частных проблемах к выборным кампаниям 2019-2021 гг. сменилась ростом интереса к политическому участию и идейному самоопределению, и в 2021 г. около трети граждан cмогли чётко определить собственные идейно идейно-политические взгляды.
Если ограниченные возможности партийно-политического представительства 2000–2010-х гг. стимулировали общественный запрос на идейное самоопределение, то циркулирующие в официальном дискурсе категории идентичности давали многим людям повод задумываться об их смыслах, и даже изменить собственные представления. Так произошло с категорией «русский», содержание которой за последние несколько лет стало более четким, а трудно уловимые составляющие идентичности утратили популярность. Перестала быть популярной идея, что русские – это все те, кто честно трудится во благо России. Чуть уменьшилась и доля тех, кто согласен с самой популярной логикой интерпретации русской идентичности, предполагающей, что русский это тот, кто вырос и воспитывался в традициях русской культуры, тогда как популярность определения русской идентичности через родной русский язык, русское происхождение и самоопределение после 2014 г. выросла. Возможно, поиск содержательных атрибутов русской идентичности, совпадающей в представлении многих с гражданской российской идентичностью, вместе с поддержкой идей национального многообразия является попыткой «сборки» российским обществом нового общественного консенсуса и поиска оснований новой национальной мифологии.
молодёжь, активизм, идентичность, социальная солидарность, национальная мифология