Социально-культурные истоки пивного нейминга в Кировской области

ISSN online: 2221-1616

Bulletin of the Institute of Sociology (Vestnik instituta sotziologii)

Социально-культурные истоки пивного нейминга в Кировской области

Научная статья

Москвин А. С. к. культ.
Вятский государственный университет, Киров, Россия
as_moskvin@vyatsu.ru
ORCID ID=0000-0002-9971-7292
Кушова И. А. к.филос.н.
Вятский государственный университет, Киров, Россия
ia_kushova@vyatsu.ru
ORCID ID=0000-0002-4591-5488


DOI: 10.19181/vis.2024.15.1.6
EDN: MQKCXX

Социально-культурные истоки пивного нейминга в Кировской области
// Вестник Института социологии. 2024. Том 15. № 1. С. 114-126

Дата поступления статьи: 09.08.2023
Рубрика: Российские регионы в условиях постглобализации

Ссылка для цитирования:
Москвин А. С., Кушова И. А. Социально-культурные истоки пивного нейминга в Кировской области // Вестник Института социологии. 2024. Том 15. № 1. C. 114-126.
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2024.15.1.6. EDN: MQKCXX

For citation:
Moskvin A. S., Kushova I. A. Socio-cultural origins of beer naming in the Kirov region. Vestnik instituta sotziologii. 2024. Vol. 15. No. 1. P. 114-126
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2024.15.1.6. EDN: MQKCXX


Аннотация

Россия в своей истории переживала совершенно различное отношение населения к вопросам потребления алкоголя и, порой, диаметрально противоположные подходы государства к его регуляции: от сухих законов до повсеместного поощрения, от северного типа потребления алкоголя (доминирование крепких напитков) до южного типа (доминирование слабоалкогольных напитков). В этом смысле сегодня мы переживаем уникальную ситуацию: в современной России пиво (слабоалкогольный напиток) выходит на лидирующее положение рынка алкогольной продукции. Пиво вновь становится, по сути, народным напитком. Данное обстоятельство делает интересным и актуальным вопрос изучения потребления пива в историческом контексте. Каким образом потребление алкоголя в прошлом повлияло на его потребление сегодня? Существует ли какая-либо культурная связь эпох? Или сегодняшняя пивная культура начинает развиваться с нуля? На эти вопросы мы постарались ответить с помощью изучения современного пивного нейминга.

В данной статье на примере магазинов разливного пива города Кирова рассмотрены социально-культурные истоки современных пивных названий. Наименования анализируются в контексте сменяющих друг друга крупных российских исторических эпох. Исследование проведено при помощи метода контент-анализа трехсот семидесяти пивных наименований, собранных авторами в первой половине 2023 г. в двадцати двух пивных магазинах города. Выделены три стратегии, которые используются для наименований пива: дореволюционная (эти наименования тесно связаны с названиями сортов различных западноевропейских стран), советская (строится на отрицании дореволюционной стратегии, основана на разработке новых, уникальных наименований) и постсоветская (современные наименования, не соотносящиеся с дореволюционной и советской стратегией). В ходе исследования было выявлено, что наиболее популярные стратегии – это дореволюционная и постсоветская (по 38% от всех рассмотренных наименований), а наименее популярная – советская (24% от всех рассмотренных наименований). Помимо этого, введен коэффициент уникальности используемой стратегии, который позволяет понять, насколько разнообразно использование той или иной стратегии в продажах. Показано, что наиболее часто в торговле пивом прибегают к дореволюционной и постсоветской стратегиям пивного нейминга, советская же стратегия – наименее популярная.

Ключевые слова

пиво, алкоголь, пивной нейминг, контент-анализ, торговля

Список литературы

  1. Аверина О. В., Тульская Н. С. Особенности российского рынка пива // Пиво и напитки. 2003. №2. С. 4–5. EDN: OPTPYH.
  2. Агафонов В. П., Оболенский Н. В. Социально-культурные функции пива // Научный подход к общественному развитию. Сб. науч. ст. по мат. междунар. заоч. науч.-практ. конф.. М.: Науч. Консультант, 2014. С. 9–17. EDN: TAWGST.
  3. Агафонов В. П., Оболенский Н. В. Стратегии потребления пива // Вестник НГИЭИ. 2015. № 3(46). С. 7–12. EDN: TPGHSJ.
  4. Алексейчева Е. Ю., Магомедов М. Д. и др. Современные тенденции развития рынка пива в Российской Федерации // Пиво и напитки. 2012. № 3. С. 10–12. EDN: PDHVAX.
  5. Аникин С. А., Свешников К. В., Фатюхин Д. С. Пивоваренные заводы Советского Союза. М.: Техполиграфцентр, 2008. 285 с. EDN: QTNCIB.
  6. Аникин С. А., Фатюхин Д. С. Пивоваренные заводы Царской России. М.: Техполиграфцентр, 2007. 392 с. EDN: QSPKCX.
  7. Богданов А. В., Богданова Ю. С. Антиалкогольные кампании в 1920-1930-е гг. и во второй половине 1980-х гг.: сравнительный анализ (на материалах Челябинской области) // Вестник ЮУрГУ. Сер.: социально-гуманитарные науки. 2017. Т. 17. № 2. С. 107–111. DOI: 10.14529/ssh170215; EDN: YIRDPH.
  8. Бородай А. Д. Политический нейминг в историческом контексте // Вестник ун-та. 2014. № 7. С. 266–270. EDN: SNROFR.
  9. Веселов И. А., Шахтан А. С. Развитие пивоваренной промышленности СССР. М.: Пищепромиздат, 1955. 192 с.
  10. Громова Р. Потребление пива в России // Пиво и напитки. 2003. № 2. С. 6–10. EDN: OPTPYR.
  11. Джанджугазова Е. А. Бытовая романтика СССР: «старые-новые» бренды // Российские регионы: взгляд в будущее. 2016. Т. 3. № 4. С. 50–63. EDN: XCENKR.
  12. Егоров П. В. Пиво в СССР. Краткая энциклопедия сортов. М.: Горизонт, 2021. 90 с.
  13. Жукова Ю. С. Формирование и развитие рынка пива (на примере Кировской области): автореф. дис. ... к. экон. н. Киров: ВятГСА, 2004. 26 с. EDN: ZMXRAR.
  14. Коновалов Д. В. Стратегическое поведение предприятий на рынке пива // Вестник СГСЭУ. 2013. № 3(47). С. 55–58. EDN: REKPCV.
  15. Надь З. «Пиво с мужским характером»: пиво и его локальное значение // Сибирские исторические исследования. 2014. № 2. С. 83–94. EDN: SVKWKX.
  16. Оришев А. Б. Пивоварение в экономике России: от Средневековья до Первой мировой войны // Бизнес и дизайн ревю. 2023. № 2(30). С. 51–64. EDN: VTNZIH.
  17. Пятунин Е. А. «Вятич»: трактат о пиве, радость телесную и душевное веселие людям приносящем. Киров: Вятское кн. изд-во, 2011. 200 с.
  18. Радаев В. В. Алкогольные циклы: динамика потребления алкоголя в советской и постсоветской России, 1980-2010-е годы // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 3. С. 327–351. DOI: 10.14515/monitoring.2022.3.2180; EDN: VJECTR.
  19. Рогаченко Н. В., Абдразакова А. З. Маркетинговый анализ пива // Вестник ОрГУ. 2006. № 13(63). С. 67–68. EDN: MSOIZR.
  20. Рыбников П. Н. Песни, собранные П. Н. Рыбниковым. Т. 1. М.: Тип. А. Семена, 1861. 524 с.
  21. Свешников К. В. Пивоварение в Советском Союзе. Эпоха ВСНХ. М.: Техполиграфцентр, 2012. 284 с. EDN: QVLHUJ.
  22. Сухова Я. Ю. Актуальные проблемы развития рынка пива в России на примере ООО «Пивоваренная компания НАШЕ ПИВО» // Студенческая наука и XXI век. 2014. № 11. С. 171–174. EDN: TJFOOX.
  23. Трушкова И. Ю. Традиционная культура русского населения Вятского региона в XIX – начале XX вв. (система жизнеобеспечения). Киров: ВятГУ, 2003. 724 с. EDN: QOTWKX.


Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2024. Vol. 15. No. 1