Поволжский ислам в эпоху глобализации: традиция-реставрация или традиция-инновация?

ISSN online: 2221-1616

Bulletin of the Institute of Sociology (Vestnik instituta sotziologii)

Поволжский ислам в эпоху глобализации: традиция-реставрация или традиция-инновация?

Редакторская заметка

Сагитова Л. В. кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник Института истории АН Республики Татарстан, liliya_sagitova@mail.ru
Поволжский ислам в эпоху глобализации: традиция-реставрация или традиция-инновация?
// Вестник Института социологии. 2010. Том 1. № 1. С. 479-486


Скачиваний статьи: 471
Рубрика: III Конгресс социологов тюркского мира «Глобализация и тюркский мир»

Ссылка для цитирования:
Сагитова Л. В. Поволжский ислам в эпоху глобализации: традиция-реставрация или традиция-инновация? // Вестник Института социологии. 2010. Том 1 № 1. C. 479-486.


For citation:
Islam in the Volga Region in an Age of Globalization: Tradition Restoration or Tradition Innovation?. Vestnik instituta sotziologii. 2010. Vol. 1. No. 1. P. 479-486

Аннотация

В статье представлены результаты исследования сосуществования различных типов исламской традиции в рамках одного социума (кейс-стади, 2006–2010 гг.) на примере села Средняя Елюзань Пензенской области. Выявлены факторы, влияющие на развитие местной исламской традиции и новой глобализированной формы ислама. Богатая и многообразная историческая традиция бытования ислама на территории России и противоречивость постсоветских трансформационных процессов за последние 20 лет создали и продолжают создавать в высшей степени своеобразную картину. Сложность анализа этого феномена в России связана не только с сильной дифференциацией ислама в регионах страны, но и со сложностью и неоднозначностью процесса «возвращения» ислама на постсоветское пространство, который неоднозначен и сложен. Плюрализация социального пространства привела к тому, что возрождение ислама обрело две ипостаси: «традиционный», «старый» ислам и «новый». Советский период оказал значительное влияние на религиозную жизнь жителей села, исключив её влияние на светские институты и структуры. Мусульманские нормы, ценности и практики сохранялись и воспроизводились на уровне семьи. Каждое из направлений имеет своих носителей: первое – пожилых имамов, получивших образование в советское время в медресе Средней Азии, или самоучек. Второе – молодых имамов, получивших образование в российских медресе и в исламских университетах Египта, Саудовской Аравии, ОАЭ. Лонгитюдный режим исследования позволил проследить динамику сосуществования «старого» и «нового» ислама в селе. Оказалось, что происходит постепенное сближение конфликтовавших прежде сторон: «молодые» имамы обращаются к татарскому теологическому наследию и отходят от ортодоксальной интерпретации исламских норм, а «старые» имамы осознают общность интересов и социальную миссию ислама. В селе в эволюции ислама первостепенную роль сыграла семья, как в поколенческом воспроизводстве практик, так и в постсоветском «возрождении». Обнаружены разные типы традиций, каждый их которых имеет свои социальные основания: «традиция-инерция», «традиция-константа», «традиция-оболочка».

Ключевые слова

ислам, исламская глобализация, традиция, инновация.

Список литературы
  1.  Гофман А. Б. От какого наследства мы отказываемся? Социокультурные традиции и инновации в России на рубеже XX–XXI веков // Традиции и инновации в современной России. Социологический анализ взаимодействия и динамики. М.: Российская политическая энциклопедия (РОСПЭН), 2008.


Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2010. Vol. 1. No. 1